СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ЕВРОПЕ

СТРУКТУРА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ И ПРИЕМА ЭКЗАМЕНОВ

 Во всех вышеупомянутых странах прослеживается довольно сильное совпадение организации и регулирования национальных систем подготовки водителей и приёма экзаменов. Это общее ядро – основа систем допуска водителей к участию в дорожном движении – в европейских государствах выглядит следующим образом:

– Единственным органом государственного регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе подготовки водителей и приёма экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, является национальное Министерство транспорта*.

– В Швеции функции национального Министерства транспорта выполняет Министерство промышленности, экологии и связи; в Норвегии Минтранс носит название Министерство транспорта и связи.

– Минтранс также является единственным органом, наделенным полномочиями законодательной инициативы в вышеуказанных областях.

– Подавляющее большинство автошкол (от 80 до 90% по разным странам) объединены в ассоциации как на региональном, так и на национальном уровне.

– Подавляющее большинство автошкол (от 70 до 100% по разным странам) квалифицируются национальным законодательством как малые предприятия (на фоне определения малого предприятия российским законодательством зарубежные автошколы следует отнести к “предельно” малым предприятиям – см. раздел “Типичные автошколы”).

– Кандидаты в водители, как правило, выбирают автошколы, являющиеся членами какой-либо региональной или общенациональной ассоциации, что является определённой гарантией качества подготовки (показатели работы автошкол периодически открыто публикуются ассоциациями или размещаются на их сайтах).

– Порядок приёма экзаменов утверждает Минтранс.

– Деятельность экзаменационных организаций находится под контролем Минтранса.

– Разрешение на сдачу экзамена выдает региональное агентство, уполномоченное Минтрансом (например, в Швеции – это региональные отделения Национальной дорожной администрации).

– Обучение в автошколах осуществляется по программам, утверждаемым Минтрансом (в Германии эти программы были разработаны ассоциацией автошкол).

– Лицензирование автошкол и контроль за их деятельностью осуществляет Минтранс (в Швеции – в лице Национальной дорожной администрации, в Норвегии – в лице региональных отделений Администрации общественных дорог, в Германии – в составе специальной комиссии при участии Министерства внутренних дел, например, в Баварии).

– Преподавателем автошколы можно стать только после обязательного обучения, которое ведут ассоциации (или согласованные с ними профильные организации). Во всех странах предусмотрены также периодические курсы повышения квалификации преподавателей, которые также организуют и проводят ассоциации.

– Самостоятельная подготовка имеет крайне ограниченное применение (в Германии запрещена вообще, в Швеции и Норвегии – разрешена с многочисленными оговорками обязательного прохождения части теоретического и практического курса в автошколах).

 

       ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

И ПРИЕМА ЭКЗАМЕНОВ

 Во всех странах деятельность автошкол регулируется специальным законом, а также рядом подзаконных нормативных правовых актов, утверждаемых Минтрансом.
История нормативно-правовой базы в области подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами насчитывает многие годы. Так, в Германии основы законодательства в области безопасности дорожного движения были заложены ещё в 1904 году, современная правовая основа деятельности автошкол содержится в специальном “Законе об автошколах”, принятом в 1979 году. В связи с мощными полномочиями Федеральных земель (регионов), представленных им во всех сферах, согласно действующему Германскому законодательству в каждой из них (всего 16 Земель) действует свое Министерство транспорта, наряду с Федеральным. Земельные Минтрансы наделены прерогативой принимать собственные нормативные правовые акты, обладающие высшей юрисдикцией.

 

СТРУКТУРА И ЧЛЕНЫ АССОЦИАЦИЙ АВТОШКОЛ

 Ассоциации автошкол возникли по причине необходимости объединения усилий этого вида бизнеса для защиты и лоббирования профессиональных интересов автошкол в органах государственного регулирования, установления правил добросовестной конкуренции в этом секторе рынка и налаживания более простого и свободного обмена профессиональной информацией, передовым опытом и наработками. История национальных ассоциаций насчитывает: в Германии – 55 лет, в Норвегии – 52 года, в Швеции – 36 лет. Очевидно, что региональные ассоциации автошкол представляют собой ещё более зрелые организации. EFA объединяет национальные ассоциации автошкол 24 европейских стран (в общей сложности – около 120 тысяч преподавателей и 50 тысяч автошкол).

 Германская ассоциация автошкол включает 15 тысяч членов в 16 Федеральных землях. В Норвегии 500 (из имеющихся в стране около 600) автошкол входят в национальную Ассоциацию автошкол (ATL). В состав Шведской ассоциация входят 630 из 850 имеющихся в стране автошкол.

 

ФУНКЦИИ АССОЦИАЦИЙ АВТОШКОЛ

 Цели, задачи и функции ассоциаций автошкол практически идентичны независимо от страны происхождения. Что и не удивительно, так как любое объединение профессионалов (будь то ассоциация автошкол или международных автомобильных перевозчиков, или производителей пива и др.) ставит перед собой задачи лоббирования своих интересов и налаживания честного рынка, как уже упоминалось выше.

Перечень основных функций ассоциаций:

– обмен опытом в области подготовки водителей и приёма экзаменов;

– разработка методик преподавания и представление их в Минтранс (единственный государственный компетентный орган);

– взаимодействие с экзаменационными органами и другими органами, связанными с профессиональной деятельностью автошкол;

– повышение уровня подготовки преподавателей автошкол;

– координация и методическое обеспечение деятельности в области подготовки водителей;

– сотрудничество с EFA и зарубежными ассоциациями автошкол, другими профессиональными ассоциациями, связанными с деятельностью автошкол.
Крайне важно отметить, что национальные ассоциации автошкол всех рассматриваемых стран и EFA привлекаются в качестве экспертов при разработке законодательства в области подготовки водителей, при обсуждении и принятии национальными Парламентами и Правительствами нормативных правовых актов, затрагивающих интересы автошкол.

 

ТИПИЧНЫЕ АВТОШКОЛЫ 

 Типичная европейская автошкола – это частное очень маленькое предприятие, в котором работают 1-3 преподавателя (одновременно ведущие уроки теории и являющиеся инструкторами по вождению), один из которых является владельцем автошколы.
Так, около 70% автошкол в Германии состоят всего из одного преподавателя – владельца, имеющего один учебный автомобиль. Самая большая немецкая автошкола, в которой работают около 100 преподавателей, находится в г. Мюнхене. В настоящее время на территории Швеции функционирует около 850 автошкол, большинство из которых частные. В основном в них работают не более 2-3 преподавателей, которые ведут как теоретические занятия, так и являются инструкторами по вождению. В Норвегии около 600 автошкол. Все автошколы частные и имеют в среднем от 1 до 4 преподавателей, которые преподают как теоретические дисциплины, так и обучают вождению.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АВТОШКОЛ И КОНТРОЛЬ

ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 Лицензирование автошкол и контроль за их деятельностью осуществляют органы Минтранса.

 Так, в Швеции Национальная дорожная администрация, являющаяся структурным подразделением Министерства промышленности, экологии и связи, осуществляет лицензирование автошкол, а также контроль за их деятельностью. Срок действия лицензии автошколы не ограничен, однако в случае выявления низкого качества подготовки водителей, которое оценивается по количеству лиц, успешно сдавших экзамены на получение права на управление транспортными средствами, лицензия может быть отозвана.

 В Норвегии лицензирование автошкол, а также контроль за их деятельностью осуществляют региональные отделения Администрации общественных дорог – структурного подразделения Министерства транспорта и связи. Лицензия автошколы бессрочна, но может быть отозвана при выявлении нарушений в деятельности.

 В Германии лицензирование автошкол и контроль за их деятельностью осуществляют органы исполнительной власти Федеральных земель. Для этого в них созданы специальные подразделения, в том числе из представителей Министерства транспорта и других органов, например, Министерства внутренних дел (в Баварии).

 

КТО И КАК МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ АВТОШКОЛЫ?

 Как уже упоминалось выше, именно ассоциации выполняют функции повышения мастерства преподавателей автошкол. Так, в Норвегии законодательством предусмотрено обязательное обучение преподавателей автошкол, которое уже около 40 лет осуществляет ATL. Продолжительность обучения – 2 года. В настоящее время в Норвежских автошколах работает около 1400 дипломированных преподавателей.
В Германии обязательным условием для открытия автошколы является наличие разрешения на обучение у преподавателя. Этот документ выдают после прохождения 5-месячного курса подготовки и 4,5-месячной стажировки, а также сдачи экзаменов (теоретических, в том числе по педагогике, и практических). Предусмотрено регулярное повышение квалификации, которое преподаватель должен проходить один раз в четыре года.

 Обучение осуществляется в одной из 60 профильных организаций. Кроме того, преподаватель должен быть не моложе 22 лет, иметь не менее чем двухгодичный стаж управления транспортным средством той категории, по которой он планирует обучать, а также иметь водительское удостоверение категорий “А”, “ВЕ” и “СЕ” (или “DE” – для обучения вождению автобусов).

 

ДОПУСК К ОБУЧЕНИЮ 

 Обучение на получение права управления транспортными средствами можно начать по достижении 16-летнего возраста. Для начала подготовки необходимо получить специальное разрешение на обучение, которое выдают местные органы исполнительной власти на основании справок о состоянии здоровья, остроте зрения, а также о наличии или отсутствии судимостей (в том числе за преступления, не связанные с нарушением правил дорожного движения).

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ 

 Самостоятельная подготовка имеет крайне ограниченное применение в европейских странах. Там, где она все же допускается, имеет место обязательная часть подготовки (как теоретической, так и практической) в автошколе.
Так, в Германии вообще не допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами.

 В соответствии со Шведским законодательством допускается как самостоятельная подготовка (по всем категориям транспортных средств), так и обучение в специализированных организациях (автошколах). По оценкам специалистов VTI около 85-90% будущих водителей выбирают комбинированную форму подготовки, посещая в автошколе занятия лишь по отдельным дисциплинам. В случае обучения вождению в порядке самоподготовки к обучающему предъявляются особые требования. Он должен быть не моложе 24 лет, иметь водительское удостоверение соответствующей категории и стаж не менее 5 лет. Независимо от формы обучения законодательство предусматривает обязательные практические занятия продолжительностью 2-3 часа, проводимые на специально оборудованных автодромах. Для этого обучающимся предлагается выполнить несколько несложных упражнений в условиях гололеда (в весенне-летний сезон для этого используется бетонное покрытие, смоченное специальным составом). Целью данных занятий является не получение будущими водителями конкретных навыков управления автомобилем, а выработка у них так называемого “чувства риска” – ощущения, что автомобиль очень легко выходит из-под контроля. Так, в течение последних 10 лет во время обучения вождению в порядке самоподготовки произошло 436 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 22 человека. Кроме того, анализ статистических данных свидетельствует о том, что водители, прошедшие подготовку в автошколах, лучше сдают экзамены на получение права на управление транспортными средствами, в отличие от “самоподготовившихся”.

 В Норвегии обучение также может осуществляться как самостоятельно, так и в автошколе. При этом, как уже было отмечено выше, в Норвегии допускается самостоятельное обучение вождению под руководством водителя в возрасте не менее 25 лет, имеющего водительское удостоверение соответствующей категории в течение, как минимум, 5 лет. В этом случае транспортное средство должно быть оборудовано дополнительным зеркалом заднего вида для обучающего и соответствующим опознавательным знаком.

 

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ 

 В начале в Германии не были предусмотрены единые программы подготовки водителей, однако на протяжении длительного периода времени общепринятыми считаются программы, разработанные специальной рабочей группой, созданной на базе Германской федерации автошкол. Как правило, средняя продолжительность обучения вождению водителей категории “В” составляет в крупных городах 40-50 часов, в небольших поселках – 25-30 часов.

 Программы подготовки предусматривают, в частности, обучение вождению транспортного средства на автомагистрали (продолжительностью 3 часа), на загородных дорогах (5 часов), в темное время суток (3 часа). Кроме того, практикуется так называемое “целевое обучение” – вождение в тех местах, где чаще совершаются дорожно-транспортные происшествия.

 В Швеции обучение в автошколах осуществляется по программам, утверждаемым Национальной дорожной администрацией, являющейся структурным подразделением Министерства промышленности, экологии и связи Швеции (национального Минтранса).

 В настоящее время VTI проводит исследования, направленные на совершенствование системы подготовки водителей. В основе работы лежит так называемая “GDE-матрица”, представляющая собой структурную схему целей и содержания процесса обучения водителей и рекомендованная для использования в странах Евросоюза.

 Так, с 1 января 2006 г. планируется предусмотреть определенный объём обязательной теоретической подготовки (около 3 часов), посвященной влиянию алкоголя и наркотиков на безопасность дорожного движения. Кроме того, предполагается включить в программу подготовки формирование навыков “экологичного” стиля вождения. Умение управлять транспортным средством в наиболее благоприятном для окружающей среды режиме, начиная с 2006 г., будет проверяться на практическом экзамене.

 В Норвегии ежегодно подготовку проходят около 50 тысяч водителей, из них 80% получают водительские удостоверения. В Норвежском законодательстве сформулированы цели, которые необходимо достичь в результате обучения, однако продолжительность подготовки, равно как и конкретные методы ее осуществления, автошкола вправе устанавливать самостоятельно в рамках оговоренных законом целей и задач. В среднем, подготовка водителя транспортного средства категории “В” длится 2-3 месяца.

 В настоящее время в TOI ведется работа по совершенствованию системы допуска водителей к участию в дорожном движении. В частности, при разработке программных требований используется упоминавшаяся выше “GDE-матрица”. Внедряется модульная система подготовки водителей, которая заключается в разделении требуемых знаний и навыков на общие и специальные, объём которых определяется в зависимости от конкретной категории транспортных средств.

 Следует отметить, что в Германии предусмотрена вторая фаза обучения, которая может быть реализована после получения водительского удостоверения. Однако этот этап обучения является добровольным, вследствие чего проходят его лишь незначительное число водителей.

 Вместе с тем, принимаются меры по популяризации этого этапа обучения, в ходе которого начинающим водителям предлагают более глубокое изучение различных аспектов водительской деятельности.

 

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПРИЕМА ЭКЗАМЕНОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 Во всех европейских странах экзаменационные организации либо являются непосредственными структурными подразделениями Минтранса, либо подконтрольны ему.

 TUV – одна из двух организаций, на которые законодательством ФРГ возложена функция по приёму экзаменов. Вторая организация – DEKRA – осуществляет свою деятельность преимущественно в восточной части Германии. Деятельность указанных организаций находится под контролем Министерства транспорта. Например, в Баварии функционируют 340 экзаменационных центров. Существует законодательный акт, в соответствии с которым экзаменатор должен быть не моложе 24 лет, иметь высшее техническое образование и не менее 1,5 лет стажа работы по основной профессии, пройти специальное обучение в течение 6 месяцев в TUV и сдать экзамены в Министерстве транспорта, а также иметь право на управление всеми категориями и подкатегориями транспортных средств (в Германии их 16).

 В Норвегии прием экзаменов осуществляют 80 экзаменационных центров, входящих в структуру Администрации общественных дорог (подразделение Минтранса). В них работают около 300 экзаменаторов, прошедших 2-хлетний курс специальной подготовки на профильном отделении национального университета. Ежегодно принимается 120 тысяч теоретических и 115 тысяч практических экзаменов.

 

ПОРЯДОК ПРИЁМА ЭКЗАМЕНОВ

 В Германии порядок приема экзаменов разрабатывает специально созданная под эгидой Министерства транспорта рабочая группа в составе 20-25 специалистов в данной области.

 Экзамены состоят из двух частей.

 Теоретический экзамен принимается по экзаменационным билетам методом письменного опроса. Кандидату в водители транспортного средства категории “В” предлагается ответить на 30 вопросов, категорий “С”, “D” или “Е” – на 72 вопроса. Каждый вопрос может содержать несколько правильных ответов. Количество штрафных баллов, начисляемых экзаменуемому, зависит от полноты ответа на вопросы. Для получения положительной оценки за теоретический экзамен необходимо набрать не более 10 штрафных баллов в 30 вопросах. Билеты переведены на 10 языков, в том числе на русский.

 Практический экзамен проводится в условиях реального дорожного движения. Экзамен принимается на транспортном средстве, предоставляемом автошколой. Для этого оно должно быть оборудовано дублирующими педалями управления подачей топлива, привода тормоза и сцепления, дополнительным зеркалом заднего вида, а также соответствующим опознавательным знаком. В процессе экзамена в транспортном средстве находятся экзаменуемый, инструктор по вождению (на месте, с которого осуществляется доступ к дублирующим педалям) и экзаменатор. В случае приема экзамена на транспортном средстве категории “А” экзаменатор следует за экзаменуемым на другом мотоцикле и подает команды с помощью радиосвязи.

 Ошибки, которые могут быть допущены кандидатом, делятся на 2 категории: грубые и негрубые. Если кандидатом допущена хотя бы одна грубая ошибка, экзамен прекращается и выставляется неудовлетворительная оценка. Продолжительность практического экзамена составляет на транспортном средстве категории “А” – 60 минут, категорий “В” и “ВЕ” – 45 минут, “С”, “D”, “СЕ” и “DЕ” – 75 минут.

 В Швеции экзамен состоит из двух частей – теоретической, в ходе которой проверяется знание правил дорожного движения, и практической, на которой кандидат должен продемонстрировать умение безопасно управлять транспортным средством. Теоретический экзамен принимается по билетам с помощью автоматизированной компьютерной системы и состоит из 65 вопросов. Для получения положительной оценки в течение 50 минут необходимо ответить правильно не менее чем на 52 вопроса.
Количество попыток сдачи теоретического и практического экзаменов формально не ограничено, однако сумма, оплачиваемая кандидатом за проведение экзаменов, достаточно высока. В большинстве случаев это стимулирует кандидатов к тому, чтобы в экзаменационное подразделение они обращались только после достижения достаточного уровня знаний, умений и навыков.

 Транспортное средство, на котором принимается экзамен, представляется автошколой или арендуется в специализированной организации и должно быть оборудовано дублирующими педалями управления подачей топлива, привода тормоза и сцепления, зеркалом заднего вида для экзаменатора, а также соответствующим опознавательным знаком. Во время экзамена в транспортном средстве находятся только экзаменуемый и экзаменатор. Практический экзамен проводится в условиях реального дорожного движения и длится 45 минут (на примере категории “В”).

 В Норвегии экзамен также состоит из теоретической и практической частей. Количество попыток сдачи экзаменов не ограничено, однако сбор, оплачиваемый кандидатом, достаточно высок.

 Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, действительна в течение 3 лет. После успешной сдачи теоретического экзамена кандидат допускается к сдаче практического экзамена, однако с учётом имеющейся очереди разрыв между теоретической и практической частями может достигать трех месяцев.
Теоретический экзамен проводится с помощью автоматизированных комплексов по билетам. Билет состоит из 45 вопросов, на которые необходимо дать не менее 85% правильных ответов.

 Практический экзамен проводится в условиях реального дорожного движения. Транспортное средство, на котором сдается экзамен, предоставляется автошколой или экзаменационным центром и должно быть оборудовано дополнительными педалями привода тормоза и сцепления, а также зеркалами, одно из которых должно обеспечивать экзаменатору обзор сзади транспортного средства, а второе – контролировать экзаменуемого.

 Экзаменатор должен находиться рядом с экзаменуемым. В процессе экзамена в транспортном средстве может присутствовать инструктор по вождению.
Следует отметить, что маршрут движения доводится до кандидата непосредственно перед началом экзамена, а в процессе движения экзаменатор не вправе давать кандидату какие-либо указания. Поэтому на практическом экзамене, помимо навыков управления транспортным средством, проверяется умение кандидата ориентироваться в объектах дорожной инфраструктуры и следовать по заданному маршруту.

 

ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ 

 В Германии водительское удостоверение может быть выдано непосредственно после успешной сдачи экзамена. Однако для своевременного получения удостоверения не ранее чем за 6-8 недель до экзамена кандидат в водители должен заполнить соответствующее заявление и предоставить необходимые сведения.
Водительское удостоверение, выдаваемое кандидату впервые, имеет ограниченный срок действия. Если в течение двух лет им не было совершено серьезных нарушений правил дорожного движения, временное удостоверение будет заменено на постоянное. Если такие нарушения были, снова выдается временное удостоверение на 2 года, в течение которых необходимо посетить специальный семинар, посвященный пропаганде безопасности дорожного движения.

 За нарушения правил дорожного движения взимаются не только штрафы (в основном в пределах от 40 до 1000 евро), но и начисляются штрафные баллы. При наборе водителем 18 штрафных баллов водительское удостоверение изымается. Через 2 года после допущенного нарушения начисленные за него баллы “списываются”.
В то же время у нарушителей имеется возможность досрочно сократить количество набранных баллов (не более чем на 4 балла). Для этого не чаще одного раза в 4 года можно посетить упомянутый выше семинар.

 Такая система не только позволяет выделить водителей, склонных к систематическому нарушению правил дорожного движения, но и обеспечить регулярное обновление знаний о законодательстве в области дорожного движения. Таким образом, подобные семинары можно рассматривать в качестве элемента дополнительной подготовки водителей транспортных средств.

 В Швеции в случае успешной сдачи экзамена кандидату в водители выдается временное водительское удостоверение, срок действия которого составляет 2 года. В случае, если в течение этого времени начинающим водителем не было допущено грубых нарушений правил дорожного движения (например, управление транспортным средством в состоянии опьянения), в том числе повлекших за собой возникновение дорожно-транспортного происшествия, водительское удостоверение будет заменено на постоянное. В противном случае водитель должен полностью пройти повторное обучение и еще раз сдать экзамены.

 Водительское удостоверение, выдаваемое в Норвегии, не являющейся членом Евросоюза, тем не менее, соответствует нормативным предписаниям ЕС в отношении образцов водительских удостоверений.